Статья опубликована в №27 (ноябрь) 2015 Разделы: Размещена 30.11.2015. Последняя правка: 29.11.2015. Абакумов Л. Л., полковник ТС, доцент кафедры Таможенное дело и коммерция, Курганский государственный университет УКД 2964 Таможенный контроль после выпуска товаров, таможенная проверка, ФТС России., внешнеэкономическая деятельность. В процессе интегрирования Российской Федерации в мировое хозяйство, возникает необходимость уменьшения времени таможенного оформления, при этом должны быть соблюдены и нормы таможенного законодательства.
В связи с этим возрастает и значение таможенного контроля. В настоящий момент выполнение таможенного контроля после выпуска товаров представляет собой одну из перспективных мер обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и Таможенного союза (далее ТС) и одним из приоритетов усовершенствования таможенного управления. Вышесказанное свидетельствует об актуальности темы работы. Таможенный контроль после выпуска (пост-аудит) – совокупность действий, которые осуществляются после выпуска товаров, в целях проверки факта выпуска, а также подлинности сведений, которые содержаться в таможенной декларации и иных документах, представленных таможенным органам. создание системы таможенного контроля от подачи предварительной информации и декларации на товары до проведения таможенного контроля после выпуска, то есть системы непрерывного контроля. Это способствует уменьшению временных затрат на осуществление таможенных операций и, в следствие этого, созданию более выгодных условий для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и развития внешней торговли; формирование таких условий, когда незаконное перемещению товаров через таможенную границу ТС, их реализация и обращение на территории России станет экономически неоправданной. Такой таможенный контроль должен содействовать ускорению и упрощению таможенных формальностей, так как подразумевает перенос контроля на время после выпуска товаров. Это способствует решению задачи рационального использования средств таможенных органов, а это в свою очередь дает возможность справляться с постоянно растущими объемами перемещаемых товаров, формированию более выгодных условий для участников внешней торговой деятельности, уменьшение затрат на хранение товаров под таможенным контролем и т. д. Снижение объемов таможенного контроля, в частности досмотра, как одной из форм, наиболее затратных по времени, а в результате и по финансовым издержкам, способствует экономить добросовестным участникам внешней торговли ресурсы при перемещении товаров через границу. Именно поэтому необходимо уделять большее внимание вопросу о создании условий для участников внешнеэкономической деятельности, при которых неправомерная деятельность по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС, реализация и обращение этих товаров на рынке внутри страны станет нецелесообразной.
Усовершенствование таможенного контроля после выпуска товаров является стратегическим направлением развития таможенной деятельности, и в настоящий период времени его роль и значение возрастают. Это определено необходимостью: – формирования условий, при которых исключается использование лицами, перемещающими товары, различных схем уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, и способствующих проведению эффективного таможенного контроля. Таможенный контроль является одним из основных механизмов таможенного регулирования. Его определение закреплено в п.31 ч.1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза. Выделяют три вида таможенного контроля по времени его проведения: предварительный контроль, текущий, последующий. Перенос основной доли проверочных мероприятий на этап последующего контроля и увеличение его значения соответствует общемировой практике и принципам Киотской конвенции.
Необходимо сделать так, чтобы этот инструмент таможенного контроля отвечал требованиям международных стандартов. Направления развития таможенного контроля должны быть разработаны на новых и усовершенствованных информационных технологиях. Усовершенствование системы таможенного контроля после выпуска товаров направлено на достижение равновесия между упрощением таможенных процедур, контроль за своевременностью зачисления таможенных платежей в федеральный бюджет, противодействие правонарушениям в области таможенного дела, на расширение применения новых и усовершенствованных информационных технологий в сфере таможенного дела, развитие взаимодействия с таможенными службами стран - участниц ТС, оптимизацию контрольных процедур. Основной формой таможенного контроля после выпуска товаров является таможенная проверка, которая применяется в большинстве стран мира с целью сокращения время декларирования товаров.
Она проводится путем сравнения сведений, заявленных в документах, которые представляются таможенному органу при помещении товаров под таможенную процедуру, с данными бухгалтерского учета и отчетности, счетами и иной информацией, которая была получена в установленном таможенным законодательством ТС и законодательством государств - членов ТС порядке. Таможенный контроль после выпуска товаров строится на принципе выборочности. Выбирая объект проверки, таможенные органы выполняют общий анализ по различным критериям: репутация участника ВЭД, анализ результатов предыдущих проверок его деятельности, индекс деловой активности и т. д. При осуществлении проверки проверяются факт помещения товара под таможенную процедуру, подлинность сведений, заявленных в таможенных декларациях и других документах, представленных для таможенного оформления, соблюдение требований, установленных таможенным законодательством, соответствие проверяемых лиц условиям, обязательным для установления статуса уполномоченного экономического оператора. ФТС России утверждена Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств до 2016 года с целью усиления такого контроля и создания его эффективного механизма. Одной из задач Концепции является автоматизация процессов, которая обеспечивает возможность осуществления контроля как в процессе таможенного декларирования при помещении товаров под таможенную процедуру, так и после выпуска, и дает возможность получить необходимую информацию из ресурсов Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов. Исполнение этой задачи позволит решить ряд проблем. В частности, это способствует увеличению степени обоснованности выбора объекта для проверок, дает возможность сконцентрировать внимание на проведении контроля в первую очередь тех партий товаров, для которых высока вероятность выявления нарушений таможенного законодательства. Так же, решение этой задачи позволяет привести к минимуму количество досмотров в ходе таможенного контроля и увеличить объем таможенных платежей, поступающих в федеральный бюджет за счет повышения достоверности таможенного декларирования.
- доля таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений в таможенной сфере в общем количестве таможенных проверок (с 15,3 процента в 2012 году до 70 процентов к 2020 году); - результативность проверок (с 72 процентов в 2012 году до 85 процентов к 2020 году). Федеральная таможенная служба России (ФТС России) сообщает, что при осуществлении деятельности таможенных органов производится переход от «тотального» таможенного контроля на этапе таможенного декларирования к таможенному контролю после выпуска товаров, направленному в том числе на профилактику правонарушений. Проанализировав итоги деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров за последние 3 года, можно сделать вывод о том, что при уменьшении количества проводимых таможенных проверок, доля результативных растет и уже в 2014 г. приблизилась к целевому индикатору равному 85%, представленному в Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020г. и составляет 83 %. За анализируемый период увеличилось и количество доначисленных сумм на 46%, и соответственно средняя сумма доначисления на одну таможенную проверку на 64%. Но приоритетом работы подразделений таможенного контроля после выпуска товаров является сумма взысканных, так как разница между доначисленными и взысканными составляет долг участника ВЭД перед государством. В 2014 году количество взысканных платежей составило всего 40% от суммы доначисленных, хотя в 2013 г. данный показатель был равен 68%. Взыскание платежей достаточно сложная работа, так как нарушители стараются уйти от ответственности, ввезя товар на таможенную территорию, стараются в кратчайший период закрыть или реорганизовать организацию. Случается так, что найти лицо, с которого необходимо взыскать платежи очень трудно. Деятельность таможенных органов нацелена на создание устойчивой системы таможенного контроля, которая будет способствовать поступлению таможенных платежей в бюджет в полном объеме в условиях упрощений и неприменения отдельных мер по минимизации рисков в отношении лиц, которые не нарушают законодательство.
Анализируя деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров, можно сделать вывод о том, что данное направление таможенного контроля развивается и реализуется сравнительно недавно. Поэтому при достижении поставленных целей необходимо уделить особое внимание приоритетным направлениям развития таможенного контроля после выпуска товаров, среди которых следует выделить: - совершенствование нормативного правового регулирования таможенного контроля после выпуска товаров, его унификации в рамках таможенного законодательства ТС (комплексная разработка нормативных и иных правовых актов в части организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров); -совершенствование механизмов внутриведомственного и межведомственного взаимодействия при организации и проведении таможенного контроля после выпуска товаров, усиление системного взаимодействия таможенных органов с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами; - совершенствование информационной базы таможенного контроля после выпуска, которая позволит принимать мотивированные решения при организации таможенных проверок и об эффективном выборе объектов таможенного контроля после выпуска товаров; - разработка методик, направленных на увеличение результативности таможенного контроля после выпуска, в целях обеспечения тождественного применения таможенного законодательства ТС при таможенном контроле после выпуска; - повышение кадрового потенциала подразделений таможенного контроля после выпуска таможенных органов. Проанализировав деятельность ФТС России в направлении развития таможенного контроля после выпуска товаров, напрашивается вывод о том, что указанные приоритетные направления развития не конкретны, то есть не определены нормы и показатели, которые следует выполнять за определенное время, они носят в большей степени рекомендательный характер. Следует создать единую систему планирования деятельности таможенного контроля после выпуска товаров, учитывающую трудозатраты, эффективное распределение ресурсов таможенных органов и прогнозирование результатов. Таким образом, выполнение поставленных задач способствует ускорению совершения таможенных операций при одновременном повышении эффективности таможенного контроля, а также созданию благоприятных условий для законопослушных участников ВЭД и развития внешней торговли. 1. Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года: утверждена приказом ФТС 29.12.12 №2709. 2. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р. 3. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17 (ред. от 08.05.2015) (ст.99, ст.122, гл.19) Рецензии: 30.11.2015, 14:07 Рецензия : на статью Достоваловой М. В. "Таможенный контроль после выпуска товаров: его роль и результаты применения". Автором выбрана интересная тема исследования.
Раскрыты цели, задачи таможенного контроля. Статью, следует одобрить. В качестве пожеланий, хотелось бы чтобы автор продолжил начатые исследования, проанализировал влияние российских санкций на Таможенный Союз. Комментарии пользователей: