Деньги, как известно, имеют различные функции. Одной из них является непрестанное движение денег в обращении, обслуживание процесса обращения. Без выполнения деньгами этой функции торговля была бы невозможна.

Формирование профессионально-педагогической информационной культуры студентаСтатья опубликована в №15 (ноябрь) 2014 Разделы: Размещена 12.11.2014. Последняя правка: 12.11.2014. старший преподаватель, магистрант Научный руководитель: Барчуков Игорь Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва Информационные технологии как динамично развивающаяся отрасль экономики способствует активному межкультурному обмену граждан, что является важным фактором формирования информационной культуры обучающихся. Для определения места информационно-телекоммуникационной образовательной культуры в структуре образовательной школы изучены содержание и специфика данного понятия. Исследования свидетельствуют, что таким понятиям, как «информационная культура», «информационная культура личности», «информационная культура в системе государственного управления», «информационная компетентность», «компьютерная грамотность» в учебной и научной литературе уделено большое внимание. Эти проблемы получили свое развитие в социологических, педагогических, психологических исследованиях, активно применяются в учебном процессе обучающихся. В настоящее время можно говорить целиком и полностью о формировании культуры обучающихся в познании информационно-телекоммуникационных образовательных ресурсов, которая может стать элементом общей культуры человечества.

Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых, информационная культура пока еще является показателем не общей, а скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности. Некоторые специалисты считают, что информационная культура стала составляющей общей культуры человека. Ученые Кравец В. А. и Кухаренко В. Н. («Вопросы формирования информационной культуры», 2001г.

) под информационной культурой понимают совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества [1, с.1]. Это и оптимальные способы обращения с информацией, и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач. Это механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовка человека к эффективному использованию информационных средств и информации. В своей исследовательской работе Кочергина В. Ю. (2003г.) рассматривает особенности формирования информационно-педагогической культуры преподавателя иностранного языка в едином образовательном пространстве [2, с. 14]. По сложившимся взглядам ученых информационная культура формируется как интегральное понятие, включающее следующие компоненты: аудиовизуальная культура, логическая культура, семиотическая культура, понятийно-терминологическая культура, технологическая культура, коммуникационная культура, сетевая культура, что формируют ценностное отношение к информации вообще, к подготовке современного специалиста в частности. В других источниках выявлено, что понятие «информационная культура» базируется на таких понятиях, как информация и культура. Поэтому отдельные исследователи предлагают выделить «культурологический» и «информационный» подходы к трактовке этого понятия. Составляющей частью этого феномена является элективный курс учебного плана «Информационная культура», что позволяет обучаемым формировать знания, умения и навыки. В обществе сложилось и такое понятие, как информационное мировоззрение – представление об информационном обществе, информационных ресурсах, информационных потоках и массивах, их защиты от несанкционированного доступа.

Эти позиции информационной культуры ученые Хангельдиева И. Г. (1993г.), Семенюк Э. Л. (1994г.), Соснина Т. Н., Гончуков П. Н. (1997г.) и др. рассматривают как качественную характеристику жизнедеятельности человека в получении, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности. Основная тенденция, которая выявлена в работах ученых – это динамика формирования понятия «информационная культура», связанная с фундаментальностью и многоаспектностью ее рассмотрения как феномена, определенного условиями научно-технического прогресса, электронными средствами переработки, хранения и передачи социальной информации, как деятельностной инфраструктуры, пронизывающей эпохи и цивилизации, сферы человеческой деятельности, ступени развития личности.

Следует отметить, что в обучающем процессе используется понятие информационно-телекоммуникационная образовательная культура студента. Это исходит из того, что в образовательном и самообразовательном процессе личности используются компьютерная техника, спутниковая связь, разновидности программного обеспечения. Важной составляющей является именно телекоммуникация в передаче и получении учебных продуктов, общении в системе преподаватель – студент, студент – студент, преподаватель – преподаватель. Культура студента выступает уникальной характеристикой его образовательной деятельности. Она разнообразна в своих проявлениях и как бы поглощает: коммуникативную, информационную и управленческую культуру. Культура личности, школьника, бакалавра, магистра, учебного менеджера, специалиста-технолога, преподавателя предполагает формирование инновационного стиля мышления, связанного с наличием особых умственных и интеллектуальных способностей.

Информационная культура студента возникла не случайно, объективным происхождением данного феномена является активное развитие нано технологий, программного обеспечения для коммуникации в образовательном процессе в режиме реального времени. Ее надо рассматривать как профессионально-личностную парадигму, определяющую формирование профессиональной компетенции всех, кто участвует в данном процессе. Составляющие информационной культуры студента в образовательном процессе целесообразно рассматривать как логические взаимообусловленные и последовательные этапы с краткой их детализацией. Этап 1 осознание значимости и ценности культуры, необходимости специальной подготовки студента; интересы и потребности, влияющие на профессиональную подготовку студента в информационной среде; позитивный настрой на изучение принципов и методов формирования культуры. Этап 2 материально-техническое, финансовое, медицинское и научно-исследовательское обеспечение; создание и обновление компьютерного парка и программного обеспечения. Этап 3 формирование контента и освоение понятийно-категориального специализированного аппарата культуры, применяемого в профессионально-управленческой деятельности вуза; формирование стиля мышления, реализацию компетентности и грамотности студента в сфере культуры. Этап 4 формирование высокой нравственности и самодисциплины.

Этап 5 преобладание гуманности в межличностных коммуникациях. Этап 6 формирование тестовой, тренинговой и вопросов экзаменационной базы; промежуточный контроль, проверка и оценка знаний студента. Этап 7 овладение информационными технологиями анализа, прогноза внедрения нано технологий в обучающий процесс, развитие спроса и стимулирование на формирование культуры, разработку стратегий и планирование комплекса мероприятий в данной сфере деятельности; готовность и способность к самостоятельному применению инструментария в профессионально управленческой деятельности при выполнении типовых и нестандартных задач. На наш взгляд, необходимо создавать условия для формирования мировоззрения, эмоционального и духовно-нравственного поведения студента. Критерии и показатели оценки должны быть ориентированы на общечеловеческую нравственность, на умение строить свои отношения с другими, на проявление внимательности, доброжелательности и тактичности к другим обучающимся. На каждом этапе надо определять или обновлять оценки уровней сформированности культуры студентов, что должно быть показателем профессиональной компетенции в сфере информационных технологий, а также уточняются диагностические методики и таблицы результатов оценки. В связи с этим были проведены исследования (анкетный опрос, наблюдения, беседы, интервью) у студентов факультета математики и информационных технологий Карагандинского государственного университета имени академика Е. А.Букетова.

Количество анкетируемых было 280 студентов. Заинтересованность в том, в какой мере у студентов информационные потребности удовлетворяют данные источники научной информации и каналы ее поступления при подготовке к занятиям. В предложенной анкете студент должен оценить свое отношение к каждому из перечисленных источников информации по порядковой шкале (спрашивается или насколько информационные потребности удовлетворяют данные источники, или насколько он их одобряет). Например:  Если ответ состоит из положительной оценки «+», то больше всего согласия с ним соответствует меньшему баллу. Если будет негативный характер («-»), то значения приписываются в большую сторону (таблица 1). То, что каждая шкала состоит из пяти оценок, объясняется удобством их смыслового разграничения. Социологический опрос показал, что удовлетворенность студентов составила 94,6%. В частности, студенты оценили периодические электронные издания (в сети Интернет) – 91,7%; электронные библиотеки в сети Интернет – 89,6%; Интернет-сайты различных организаций – 80,7%; электронная библиотека своего вуза - 90,5%, медиатека своего вуза – 88,3%; локальная сеть своего вуза – 87,5%, другие источники и каналы – 25%. Проведенные исследования показали, что большая часть опрошенных студентов (91,7%) при подготовке к занятиям используют периодические электронные издания (в сети Интернет). А для 25% студентов основными источниками информации являются другие источники и каналы.

Это означает, что для молодежи полезным является использование ресурсов Интернета. Профессионально-квалифицированному специалисту кроме своих профессиональных знаний и умений необходимо эффективно применять в своей работе такие возможности, которые дает ему информационное общество. Это, скорее всего, эффективное применение разного вида электронных информационно-телекоммуникационных ресурсов в информационных сетях. Для достижения этой цели естественно развивать соответствующий современный уровень информационной инфраструктуры обществ. Самое главное обеспечить подготовку специалистов в условиях оптимального обеспечения информационно-телекоммуникационными образовательными ресурсами в учебном процессе. Следует отметить, что в обучение студентов, на наш взгляд, надо включить предмет объемом 2 кредита (30 часов), например, «Формирование информационной культуры студента».

Для этого специалистам надо разработать рабочую учебную программу, учебно-методический комплекс по дисциплине, рабочие учебники, лекции, тестовые базы и тренинги, базу экзаменационных вопросов для контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов. Реализация предмета «Формирование информационной культуры студента» в учебном процессе является актуальным и перспективным направлением исследовательской деятельности. Он необходим для решения проблемы повышения уровня информационной культуры студентов, в познании информационных ресурсов. Таким образом, информационная культура студента – это сложная система, включающая в себя разнообразие критериев оценки, каждый из которых имеет содержание, принципы и методы, условия проверки, направленных на формирование знаний, умений, умственных способностей и интеллектуальных качеств, повышение уровня профессиональной компетентности, способности управлять и общаться в информационной среде. Культура рассматривается как сформированность личности в процессе профессионального обучения и самообразования, ее можно реализовать только в процессе активной творческой деятельности и социальной коммуникабельности. Следует отметить, что игнорирование положений отдельного критерия оценки может привести к снижению общего уровня информационной культуры студента. Наличие связей с другими личностными характеристиками позволит управлять этим процессом, так как между критериями оценки в отдельности и в целом существуют прямые и обратные связи.

Так, при интенсивном развитии нано технологий в компьютеры встраивают новые программные устройства. Студенту необходимо познать новшества, чтобы на их основе повысить уровень своих знаний. Если цель учебного процесса заключается в передаче знаний и умений от преподавателя к студенту, то средствами достижения этой цели являются, во-первых, регулярная работа студента в течение всего семестра и, во-вторых, систематический контроль полученных им знаний. Исходя из этой предпосылки, становится очевидна важность и актуальность исследования методов учета и контроля знаний студентов в процессе обучения в высшей школе. Контроль знаний студентов является одним из основных элементов оценки качества образования. Общие направления информатизации нынешнего общества и тесно связанные с ними направления информатизации всех форм образовательной деятельности описываются направлениями улучшения и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий. Аналогичные технологии оживленно используются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и студента в современных системах открытого и дистанционного образования.

Сегодняшний преподаватель обладает знаниями в области информационно-коммуникационных технологий, но кроме этого он должен быть специалистом по их использованию в своей профессиональной деятельности. 1. Кравец В. А., Кухаренко В. Н. Вопросы формирования информационной культуры [Электронный ресурс]: http://www. e-joe. ru/sod/00/4_00/ku. html 2. Кочергина В. Ю. Формирование информационно-педагогической культуры преподавателя иностранного языка в едином образовательном пространстве: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Ростов н/Д, 2003 152 c. РГБ ОД, 61:03-13/1463-0. Рецензии: 13.11.2014, 15:14 Рецензия : Тема статьи актуальна, она содержит не только теоретическое обоснование, но и статистические данные, что немаловажно в совершенствовании образовательного процесса. Данную статью можно рекомендовать к изданию.

17.11.2014, 13:49 Рецензия : Статью рекомендуется к изданию. Основания: 1.Объем... 2.Локализация тематического конструкта... 3.Постановка основной проблематики...

4.Верификация тезисной платформой... 5.Апробация на основе систематического и статистического подхода... 6.Аргументация полученных результатов... 7.Визуализация и постановка количественных корелациях. Комментарии пользователей:


Просмотров (42)
Реклама
Навигация сайта
Реклама
Популярные новости
Реклама
Облако тегов
rss
Карта