Статья опубликована в №14 (октябрь) 2014 Разделы: , , Размещена 24.10.2014. Последняя правка: 09.11.2014. кандидат педагогических наук, доцент Национальный педагогический университет имени М. П.Драгоманова УДК 37.013.42 : 376.56 Введение. Вести разговор об организации успешной социально-педагогической профилактической работы с подростками с девиантным поведением можно лишь тогда, когда специалист достаточно хорошо представляет, с каким контингентом ему необходимо работать. Ведь известно, что в результате влияния неблагоприятных обстоятельств у школьников могут возникнуть разнообразные нарушения социализации. Это проявляется в неконструктивном поведении подростков, их неадекватном восприятии не только отдельных социальных норм, но и требований всей системы общественных отношений, в которые включается личность на каждом этапе своего социального развития. В свою очередь отклонения в социальном поведении подрастающего поколения часто сопровождаются социальной дезадаптацией, деформацией социальных связей, а также отчуждением от семьи и школы. С целью преодоления таких трудностей и включения учеников в систему социально-значимых отношений на субъект-субъектной основе необходимо реализовать комплекс педагогических мероприятий, направленных как на оздоровление социальной ситуации и социально-педагогических условий в школе, семье, так и на индивидуальную психолого-педагогическую профилактику девиантного поведения подростка.
Актуальность. В процессе изучения социально-педагогического опыта мы убедились, что профилактическая работа во многих образовательных учреждениях не дает желаемых результатов, поскольку существует несоответствие между применяемыми средствами, с одной стороны, и потребностями и желаниями школьников с другой. Различаются также представления педагогов о возрастных и типологических особенностях трудновоспитуемых подростков и взгляды самих школьников на свои поступки и моральные нормы. Обобщение результатов наблюдений за организацией профилактических мероприятий отдельными специалистами, изучение индивидуальных характеристик трудновоспитуемых школьников и особенностей социально-педагогической работы с ними также показали, что часто причиной девиантного поведения подростков является преобладание дискомфортного эмоционального самочувствия в среде одногодков. Так, известным является утверждение А. А. Реана, согласно с которым, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме и потребность в (само)уважении остается нереализованной, развивается резкое ощущение дискомфорта, которое личность не может выносить долго [1]. Такая ситуация, как правило, и толкает школьника на поиск товарищей и друзей за пределами обычного микросоциума, обычно школы. В то же время отсутствие специальных знаний о профилактической работе с трудновоспитуемыми снижает интерес педагога к ученику, а это, в свою очередь, еще больше усиливает негативное отношение ученика к школе. Цели, задачи, материалы и методы. Учитывая актуальность затронутой проблемы нами в процессе экспериментального исследования (2013-2014 гг.) был проведен опрос среди педагогических работников (378 учителей), а также подростков (279 учеников 7-9 классов) ряда учебных заведений Волынской, Киевской, Львовской, Ровенской и Хмельницкой областей Украины. Целью исследования стало сравнительное изучение взглядов педагогов и подростков относительно причин, признаков и особенностей профилактики девиантного поведения трудновоспитуемых.
Задачи исследования предполагали: анализ понимания респондентами основных принципов профилактической работы; выяснение содержания базовых понятий «социальная норма», «отклонения от нормы» и т. п. как педагогами, так и трудновоспитуемыми; изучение характера трудностей и проблем, которые осложняют процесс организации социально-педагогической профилактики. Результаты, выводы. Для выполнения задач исследования нами были разработаны авторские вопросники для педагогов-практиков и трудновоспитуемых подростков. Качественное и количественное обобщение результатов анкетирования позволило сделать ряд выводов. Прежде всего, обратим внимание на то, что большинство учителей (64 %), оценивая свою подготовленность к работе с трудновоспитуемыми школьниками, указали, что получили подготовку в процессе практики.
Из этого следует, что соответствующие знания и сведенья, которые уже были обоснованы в науке и практике, им пришлось приобретать самостоятельно, часто путем попыток и ошибок. Основным источником пополнения своих знаний респондентами выделено самообразование (чтение педагогической прессы – 50 %), изучение опыта коллег и собственный опыт (по 58 %). Около 37 % респондентов указали, что некоторую информацию приобрели, участвуя в тематических семинарах и конференциях. Таким образом, можно предположить, что, невзирая на остроту проблемы, ей уделяется недостаточное внимание при организации методической работы на разных ее уровнях. Следующий аспект, на который мы обратили внимание, это реализация личностного подхода, что предусматривает уважительное отношение к воспитаннику и адекватную оценку его роли в профилактическом процессе (рис.1). Анализ результатов опроса показал, что в этом вопросе учителя придерживаются двух подходов: 1) субъект-объектного (47 % респондентов; подросток ими рассматривается лишь как объект влияния, считается необходимым, прежде всего, «исправлять», «корректировать», «искоренять» дефекты в его развитии) и 2) субъект-субъектного (53 % респондентов, которые склоняются к сотрудничеству с подростком, считая своим первоочередным заданием помочь трудному ученику в выборе жизненного пути, в соблюдении моральных норм, в приобретение позитивных качеств). Такая ситуация говорит о необходимости проведения соответствующей просветительско-мотивационной работы в школах с целью переориентации воспитательной позиции значительной части учителей относительно работы с трудновоспитуемыми учениками. Рис.1. Подходы педагогов-практиков к пониманию процесса профилактики Отдельный блок вопросов касался понимания учителями взаимосвязей между такими феноменами, как социальная норма, девиантное поведение и трудновоспитуемость. Обобщение данных позволило говорить, что 59 % респондентов под нормой понимают принятые правила поведения, а 70 % под отклонением – их нарушение (рис.2, 3). Как видим, такая позиция предполагает некоторую размытость в определении, поскольку четко не понятно, какими нормами (моральными, общественными, религиозными, возрастными) и кем принятыми нормами (школой, коллективом, обществом, Библией и т. д.) следует руководствоваться. Это, в свою очередь, при анализе поступков учеников может вызвать проявление учителями субъективизма.
Рис. 2. Подходы педагогов-практиков к пониманию «нормы» в поведении Рис.3. Подходы педагогов-практиков к пониманию «отклонение от нормы» в поведении Анализ ответов о признаках трудновоспитуемости также показал, что учителя часто значительно расширяют их перечень, а также отождествляют признаки трудновоспитуемости, труднообучаемости и кризиса подросткового возраста (рис.4). Так, 56 % респондентов главными показателями девиантного поведения трудновоспитуемых считают такие характерологические недостатки, как агрессивность, возбудимость, тревожность, неадекватная самооценка и т. д. Однако, на наш взгляд, эти недостатки более целесообразно считать следствием подросткового кризиса. 27 % учителей считают, что трудновоспитуемые подростки, как правило, не желают учиться (труднообучаемость), а 16 % – что у таких школьников имеются различные физические и/или психические недостатки (инвалидность, ограниченные возможности). Рис. 4. Определение педагогами-практиками основных признаков трудновоспитуемости в поведении подростков В то же время 34 % опрошенных справедливо считают признаками трудновоспитуемости учеников наличие у них негативных качеств и свойств (например, плохих привычек, негативизма, эгоизма, жестокости, неуважения, безразличия, пренебрежительности, безответственности), а 38 % – нарушение норм общения и поведения (непослушание, демонстративное и аморальное поведение). Таким образом, можно утверждать, что существует некоторая неточность в понимании указанных проявлений, что, в свою очередь, может побуждать учителей причислить к категории трудновоспитуемых тех подростков, которые просто особенно остро переживают возрастной кризис, или тех, которые нуждаются в помощи специалистов-дефектологов, врачей.
С целью разностороннего рассмотрения затронутой проблемы нами также было проведено анкетирование 279 подростков с девиантным поведением. Анализ его результатов позволил констатировать наличие ряда противоречий в оценке поступков подростками и учителями (рис.5). Рис. 5. Перечень трудновоспитуемыми подростками поступков, требующих строгого осуждения Так, 42 % школьников среди таких действий, которые требуют строгого осуждения, назвали убийство, кражи, изнасилование, торговлю наркотиками, то есть поступки, которые можно квалифицировать как преступные. 21 % респондентов считают осуждаемой словесную агрессию (сквернословие, оскорбление учителей и учеников, обман). 19 % респондентов предполагают, что к этой категории можно отнести употребление наркотических веществ, курение, драки (т. е. проступки). 14 % респондентов в свой перечень включило нарушения школьной дисциплины (плохое поведение на переменах, побеги с уроков, опоздание на уроки и внеурочные занятия). 12 % подростков допускают, что строгого осуждения требуют и такие действия, как повреждение вещей (гардин, парт, стен, учебников).
15 % учеников указало, что не знают, за какие поступки можно строгого осуждать и наказывать. Анализ ответов показывает, что, с одной стороны, значительная часть подростков называют среди поступков, которые требуют осуждения, правонарушения, что, на наш взгляд, может свидетельствовать о достаточно низком барьере моральности/аморальности. С другой стороны, те поступки, которые педагогами рассматриваются как правонарушения и преступления, в восприятии трудновоспитуемых часто не являются настолько серьезными. В данной ситуации считаем необходимым уделить особое внимание разработке педагогами алгоритмов разбора типичных ситуаций, которые связанны с проявлениями девиантного поведения подростками. В процессе анкетирования были изучены и некоторые механизмы и причины девиантного поведения трудновоспитуемых подростков. Выяснено, что 68 % учителей считают именно характерологические особенности личности школьников основным механизмом возникновения их девиантного поведения; 34 % респондентов предполагают, что ценностные ориентации подростков также играют важную роль в этом процессе. А вот отношение к нормам и незнание социальных норм, с точки зрения опрошенных педагогов (45 % и 50 % соответственно), в подростковом возрасте ни играют ключевой роли в мотивации поступков.
То есть, большинство педагогов убеждено, что подростки совершают негативные поступки отнюдь не потому, что не знают, что так нельзя делать. В данном случае позиция учителей соотносится и с взглядами подростков. Так, 65 % респондентов проявили понимание понятия «закон», из них 33 % респондентов дали бытовое или собственное объяснение, не аналогичное научному. Закон для них – это «защищать девушек», «определенные ограничения», «это правосудие», «правило, при нарушении которого карают», «когда нельзя делать то, что запрещено», «когда люди живут в справедливой системе». Формулировку, близкую к научной, дали 32 % подростков. Среди их ответов: закон – это «правила, по которым живет государство», «постановления правительства, принципы Конституции, которых следует придерживаться», «документы, которые нельзя нарушать». В тоже время, 35 % учеником не смогли объяснить, что такое закон.
Однако, хотя большинство трудновоспитуемых подростков и понимает сущность и значение закона, это не сдерживает их от возможности допускать его нарушение. Так, на вопрос «Нарушили бы Вы закон?» 64 % подростков ответили, что считают это недопустимым. В тоже время 36 % трудновоспитуемых предполагают такую возможность (18 % респондентов ответили «да», а 18 % «как когда»). При этом они обосновывают свои ответы тем, что «существуют глупые законы, которые можно нарушать», «ведь все нарушают, воруют», «мелкие нарушения – это не проблема», «в крайних случаях можно», «в зависимости от того, как нарушать», «подросткам можно делать все, что захотят». Из содержания ответов становится понятно, что такая позиция подростков в значительной степени сформирована под воздействием реалий окружающего их мира, в том числе и наличия значительного количества фактов противоправного поведения, которые не ведут к криминальной или хотя бы административной ответственности. По этому поводу известный советский ученый Б. Ф. Райский указывал, что «... все трудновоспитуемые (в том числе и правонарушители всех уровней) прекрасно знают принципы и требования главенствующей в обществе морали. Однако много моральных понятий истолковываются ими неправильно» [2, с.26]. Беседы с инспекторами отделов криминальной милиции по делам детей, представителями Центров социальных служб для семьи, детей и молодежи подтверждают наши предположения. В частности специалисты указывают на то, что информация о безнаказанности при первом правонарушении, а также восприятие несовершеннолетними подобных поступков как проявлений героизма, безусловно, влияет на искажение моральной позиции.
Такая ситуация обуславливает, во-первых, обязательное внесение в планы воспитательно-профилактической работы школ мероприятий не только по повышению уровня правового сознания, но и по расширению опыта законопослушного поведения. Например, возможно введение соответствующих практических заданий в содержание воспитательных часов, занятий по правоведению, истории, литературе. Во-вторых, необходимо вовлечение в просветительскую деятельность школы работников криминальной милиции. Результаты опроса также показали, что страх наказания лишь в известной степени может удерживать подростка от нарушения социальных норм. Так, 36 % респондентов из тех, что выступили против нарушения закона, назвали наказание («посадят в тюрьму», «будет ответственность») как фактор, который удерживает их от нарушения закона. Небольшая доля – 19 % опрошенных подростков – считают соблюдение закона условием сохранения благосостояния и порядка в обществе.
Однако 33 % респондентов указало, что они не знают, почему закон нельзя нарушать. Кроме того, 45 % школьников считают, что именно скука («надоедает слушаться», «тихо сидеть», «хочется повеселиться», «учитель неинтересно объясняет», «хочется побаловаться») толкает их на нарушение сначала школьных, а потом и общественных норм. Подытоживая, можно сделать вывод, что, с одной стороны, подростки в значительной степени оправдывают свое поведение. Это говорит об острой необходимости введения в учебно-воспитательный процесс ряда мероприятий, которые будут направлены на углублении в трудновоспитуемых подростков морально-этических знаний.
Нам кажется, это позволит некоторым образом переориентировать мотивацию школьников в вопросах соблюдения общепринятых норм поведения. В таком случае законопослушность будет обуславливаться осознанностью результатов действий, а не просто страхом перед наказанием. С другой стороны, содержание ответов несовершеннолетних также свидетельствует о недостаточной продуманности со стороны педагогов, как хода учебных занятий, так и организации досуга. Мы предполагаем, что такие явления, как «подростковая скука» и демонстративное поведение (конфликтность, агрессивность) взаимосвязаны. Последнее есть следствием повышенной тревожности, импульсивности, что, в сочетании с низким уровнем мотивации достижений, приводит к низкой адаптированности трудновоспитуемых школьников, неспособности «найти себя».
То, что ученики не знают, чем и как себя занять на переменах, указывает и на недостаточное внимание со стороны взрослых к целенаправленному развитию у подростков навыков конструктивного общения. Низкий уровень развитости таких навыков часто вынуждает школьников обращать на себя внимание «яркими» действиями. В связи с этим считаем целесообразным привлечение несовершеннолетних к организации определенных мероприятий. Это, во-первых, позволит им влиться в общественную деятельность не только на позициях участников, то есть ведомых, а и на позициях организаторов, то есть ведущих (а значит ответственных). Во-вторых, такая практика поспособствует накоплению у них позитивного опыта организации своего времени, обогатит их «арсенал развлечений» конструктивными формами, направит их деятельность в социально значимое русло. Ярлык «безответственный» относительно трудновоспитуемых не должен стать предубеждением на пути реализации этой задачи.
Заключение. Таким образом, анализ результатов экспериментального исследования позволил констатировать, что уровень методической подготовки учителей к профилактической работе с трудновоспитуемыми подростками в целом можно оценивать как средний. То есть с исследуемой категорией несовершеннолетних ведется значительная работа. В то же время имеется и ряд проблем, которые в значительной степени осложняет процесс организации профилактической работы с трудновоспитуемыми. Это, во-первых, некоторая несогласованность, а иногда и субъективность, в понимании учителями ключевых понятий, которые описывают, поведение трудновоспитуемых (например, «норма», «отклонение от нормы», «нарушение норма», «поступок» и «проступок», «трудновоспитуемость» и др.). Во-вторых, девиантное поведение, труднообучаемость, недисциплинированность, педагогическая запущенность часто отождествляется с трудновоспитуемостью, а это не позволяет педагогам выделить соответствующие направления профилактической работы и подобрать необходимые методы социально-педагогического влияния именно на трудновоспитуемых подростков. Кроме того, некоторые учителя недостаточно осведомлены в вопросах учета в практической профилактической деятельности не только индивидуальных, но и типологических особенностей трудновоспитуемых, что тоже делает их работу шаблонной и формализованной.
Обобщая результаты опроса подростков, можно также констатировать, что итоговые показатели колеблются в пределах 50 % ± 10 %. А это, считаем, дает основания полагать, что, невзирая на существующие проблемы в организации свободного времени трудновоспитуемых подростков, все же имеется значительная позитивная база для решения возникающих вопросов. Так, на наш взгляд, в процессе привлечения трудновоспитуемых подростков к разным видам общественно-полезной и досуговой деятельности следует учитывать тип учебного заведения, поскольку это определяет и интересы подростков. Кроме того, фактически трудновоспитуемыми выступают те школьники, кто постоянно нарушает нормы поведения и общения, сопротивляется целенаправленным педагогическим воздействиям, имеет отклонения в морально-этических знаниях. Учитывая это, в процессе организации воспитательной и профилактической работы и самим педагогам следует придерживаться некоторых правил и рекомендаций: 1) пытаться четко дифференцировать учащихся хотя бы по преобладающим трудностям в работе с ними (например, конфликтые, импульсивные, поддающиеся дурному влиянию, труднообучаемые и т. п.); 2) учитывать возрастные особенности учащихся и характер подросткового максимализма; 3) принимать во внимание их незначительный жизненный опыт, неумение конструктивно выйти из конфликтной ситуации, которые часто выступают наряду с повышенной чувствительностью к достижению справедливости. В таком случае педагог действительно достигнет поставленной социально-педагогической цели.
1. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А.Реана. СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с. (Серия «Психологическая энциклопедия»). 2. Райский Б. Ф. Условия и причины возникновения отклонений в поведении детей и подростков. Учеб. пособ.
к спецкурсу. Волгоград : ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 1986. 88 с. Рецензии: 24.10.2014, 17:18 Рецензия : Статья носит законченное психолого-педагогическое исследование обозначенной проблемы. Оформлена в соответствии с требованиями к научным статьям. Изложение логичное, доказательное. приведены экспериментальные данные.
рекомендуется к изданию. 24.10.2014, 20:57 Рецензия : Стьтья рекондуется к опубликованию. Основания: 1.Старый, казуальный проблем решен новым по характеру констуктом. 2.Методология диагностического инструментариума дает нужную статистическую уверенность и убедительность по отношению реализации оосновных прогностических критерии. 3.Пропедевтика дает основание автору изменить модел превенции подростков, а так же реорганизовать методику подготовки педагогов при решении подобных поведенческих моделей отклонения от социальных норм. 27.10.2014, 19:51 Рецензия : Статья актуальна. Логична. Соответствует основным критериям, предъявляемым к статьям данного уровня.
Однако необходимо автору посмотреть более внимательно заключения на предмет согласования окончаний, а также обновить библиографический список (думается автор использовал при научном исследования и более новые данные в избранной им предметной области). 3.11.2014, 13:41 Рецензия : Не затрагивая содержательного контекста статьи, хотелось бы отметить следующее: 1) Предлагаемая статья могла бы быть существенно улучшена, если бы (а) список литературы дополнен хотя бы еще 2-мя источниками (например, работами Климова Е. А."Психология профессионала" или др., например, советских психологов, занимавшихся аналогичными проблемами); (б) в статью внесены для наглядности графики/диаграммы, на которые, видимо, и ссылается автор. (в) отразить место методической работы (о которой пишет автор) в системе проблем предупреждения проблем, изучаемых автором с помощью опросников, как одного из видов инструментов анализа; (в) скорректировать выводные суждения типа "учителям и воспитателям следует ...помнить", как стилизованные дидактически, но вряд ли отвечающие стилю научной статьи. 2) Формально статья структурировано стандартно, логически, предложен типовой психологический инструментальный подход к поиску научного решения - опросник. Статья может быть рекомендована к публикации и в таком виде. Однако автору, на наш взгляд, можно было бы рекомендовать расширить список разделов для размещения статьи психологическим направлением. 21.01.2015, 15:50 Рецензия : В дополненном варианте статья выглядит убедительно.
Рекомендуется к изданию. Комментарии пользователей: