16.11.2012 12:50
Просмотров: 3064
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа 19 декабря рассмотрит жалобу британского Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью (International Oil Pollution Compensation Fund 1992) на решение нижестоящего суда о взыскании 503,17 миллиона рублей ущерба за разлив нефти в Керченском проливе в 2007 году.
11 ноября 2007 года в Керченском проливе в результате шторма потерпели крушение около 10 судов. Одно из них - российский танкер "Волгонефть-139", из которого вылилось в море более 1,2 тысячи тонн мазута.
По делу о взыскании ущерба наряду с пароходством "Волготанкер" и Ингосстрахом выступал ответчиком и международный фонд. Он оспаривает решение арбитража Петербурга от 19 июня. В октябре тринадцатый арбитражный апелляционный суд оставил его в силе.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОНД ТОЖЕ ЗАПЛАТИТ
По решению суда с ответчиков взыскивается ущерб в размере 437,77 миллиона рублей, а также проценты в размере 65,29 миллиона рублей. Согласно решению арбитража Петербурга в 2008 году частично ущерб должен быть оплачен за счет средств фонда ограничения ответственности (116 миллионов рублей). Остальная часть ущерба должна быть компенсирована за счет International Oil Pollution Compensation Fund 1992.
Уплаченная сумма ущерба и процентов будет распределена между департаментом по взаимодействию с правоохранительными органами, вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края, Новороссийским управлением аварийно-спасательных работ и администрацией Темрюкского района. Также по решению суда ответчики заплатят и ООО "Зея", компании "БашВолготанкер", Керченскому морскому торговому порту и Росприроднадзору.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СУДА - БОЛЕЕ ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ
Рассмотрение дела началось еще в 2008 году в Петербурге. В августе 2010 года арбитраж выделил в отдельное производство требования Росприроднадзора. Он также настаивал на возмещении ущерба от аварии в Керченском проливе. По его подсчетам сумма составляла 6 миллиардов рублей.
За период с сентября 2010 по апрель 2011 года состоялись суды трех инстанций. Они отказали в удовлетворении этих требований. Основанием было то, что ущерб, причиненный окружающей среде, был возмещен департаментом ГО ЧС Краснодарского края, администрацией Темрюкского района, Керченским морским торговым портом, Новороссийским управлением аварийно-спасательных работ и компанией "БашВолготанкер". Природоохранное ведомство не принимало в этом участие.
В решении арбитража Петербурга отмечалось, что Росприроднадзор не предоставил в суд доказательства того, что понес или понесет расходы на осуществление разумных мер по восстановлению.
Ирина Лагунина: В пятницу акции компании BP пошли вверх после того, как ее глава выдержал разговор с законодателями США. Закрыть разлив в Мексиканском заливе пока не удается. Речь уже идет о том, что все это может продолжаться до зимы. А в мире тем временем началась кампания по ужесточению техники бурения в морях. К списку стран, которые после трагедии залива посмотрели на себя, добавилась в пятницу Австралия. А в России коалиция неправительственных организаций начала общественную компанию по предотвращению нефтеразливов в морях. Рассказывает Любовь Чижова.
Любовь Чижова: Российские природоохранные организации призывают власти объявить мораторий на развитие новых проектов по добыче нефти на шельфе российских морей, в первую очередь, в Арктике. Экологи считают, что разлив нефти в Мексиканском заливе, последствия которого до сих пор не ликвидированы, должен стать хорошим уроком для российских нефтедобытчиков – эта катастрофа – еще одно напоминание о том, что полностью безопасных технологий добычи нефти не существует нигде в мире. Говорит руководитель энергетического проекта "Гринпис" в России Владимир Чупров….
Владимир Чупров: Мексиканский разлив просто еще раз обострил эту проблему. Особенно накануне того, что российское правительство планирует делать с Арктикой, с Камчатским шельфом, то, что уже происходит с Сахалинским шельфом. То есть это продвижение нефтяной индустрии в море. И наше заявление – это еще одно напоминание или, скажем так, призыв опомниться и объявить мораторий на все новые месторождения, открытия и разработку на шельфе, особенно в Арктике. Потому что, как показал мексиканский разлив, в мире, не то, что в России, в мире даже у самых лучших компаний, по крайней мере, которые себя так позиционируют, нет технологий по предотвращению и ликвидации последствий аварий. Что происходит на Сахалине, кстати, это очень хорошо показывает, где компании игнорируют даже то, что можно предотвратить, даже элементарные вещи, которые берутся, они не делаются. Поэтому в Арктике будет то же самое и только хуже.
Любовь Чижова: Где чаще всего в России происходят разливы нефти и при каких обстоятельствах?
Владимир Чупров: Учитывая, что пока в России практически не развито шельфовое бурение, на сегодня все разливы – это разливы на суше. Сказать, что на каком-то участке в провинции, в области, в регионе их больше или меньше, нельзя, потому что ситуация везде одинаковая. Там, где начинают бурить нефть, там по классической схеме начинают происходить аварии-разливы, которые компании пытаются скрыть, пытаются минимизировать расходы на замену труб, пытаются купить журналистов, пытаются просто уничтожать тиражи газет, в которых все это говорится. Пытаются, скажем так, договориться с властями, как было в республике Коми, опять же. И просто идет тотальное сокрытие информации. Иногда это всплывает наружу, как, например, сейчас всплыло в Коми, когда по весне опять пошла нефть. Поэтому здесь выделить какой-то регион, но из тех, что на слуху, тех, где нефти много, много разливов – это Тюменская область, это республика Коми, это Ненецкий округ, это Сахалин.
Любовь Чижова: А какие российские моря особенно уязвимы при нефтеразливах?
Владимир Чупров: Естественно, это Охотское море. Любое море уязвимо абсолютно. Но самое обидное, когда затрагиваются моря, которые богаты биоразнообразием, с точки зрения биоразнообразия. Например, Охотское – это все наше лососевое стадо, которое сейчас просто убивается на Сахалине, другого слова подобрать нельзя. Это камчатский шельф, это Арктика. Арктика по сравнению с Охотским не такое богатое с точки зрения рыбных запасов, но тем не менее. Это устье Печоры, где в конце 70 был огромнейший разлив, несколько лет шел газовый конденсат, очень сильно пострадала печорская семга. Охотское, наверное, хотелось бы выделить в первую очередь. Все зависит от конкретных чиновников, высших чиновников, в первую очередь от господина Путина. Потому что на сегодня российское правительство – это не Россия. С нашей точки зрения оно не отражает национальных интересов страны, то, что происходит сейчас в ТЭКе, оно отражает интересы самого ТЭКа, это атомная, нефтяная, топливная отрасль, которые срослись с федеральным правительством и делают то, что хотят делать в этой стране.
Любовь Чижова: Говорил руководитель энергетического проекта Гринпис в России Владимир Чупров. Российские экологи призывают власти пересмотреть и оптимизировать существующие законы по предотвращению разливов нефти и реагированию на них. По данным Гринпис, в России на суше ежегодно происходит более 20 тысяч прорывов нефтепроводов. Когда начнется добыча нефти на шельфе арктических морей, аварий может стать еще больше. Продолжает руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России Алексей Книжников….
Алексей Книжников: Организованные выводы напрашивались и должны были быть сделаны еще после нашей аварии в Керченском проливе в 2007 году и, к сожалению, они так и не были сделаны. Вот эта авария, за которой сейчас следит весь мир и весь мир делает выводы из мексиканской аварии, они должны ускорить те процессы реформирования в области обеспечения экологической безопасности при морской добыче и в нашей стране. В связи с тем, что мы два с половиной года на эту тему не только говорим, но и работаем в этой области, то есть хорошие заготовки, подготовленная, в частности, концепция закона о предотвращении загрязнения морей нефтью, которая в апреле рассматривалась на круглом столе в Государственной думе. И сейчас после эпохального Государственного совета, который прошел 27 мая по вопросам экологии, одно из поручений президента именно разработка и принятие такого специального закона для страны.
Любовь Чижова: Насколько проблема разлива нефти актуальна для России? Где чаще всего случаются аварии? Существует ли какая-то официальная статистика по этому поводу?
Алексей Книжников: Естественно, для России эта тема актуальна. Мы одна из ведущих стран в области нефтедобычи. Пока что большая часть добычи – это наземные месторождения. Мы добываем на море пока совсем немного, несколько процентов. Хотя в целом в мире нефтедобыча морская приближается к 30%. Естественно, пока у нас морская добыча в зачаточном состоянии, то у нас основной акцент в области нефтеразливов приходится на наземную экосистему, тут хорошего тоже мало, но хотя бы на земле легче ликвидировать и останавливать аварии. Но тем не менее, статистики хоть нет официальной, наши ориентировочные цифры говорят, что по наземным разливам у нас очень удручающая картина. Это десятки тысяч аварийных ситуаций, это десятки тысяч тонн разливов. И может быть один из примеров, который доказывает бедственное состояние дел в нашей стране по обеспечению экологической безопасности, это серия нефтеразливов, которая произошла совсем недавно на новом нефтезаводе, который только начал работать и все ожидали, что новый нефтепровод будет безупречен. Но произошло несколько аварийных ситуаций разлива нефти в Якутии и в Амурской области.
Любовь Чижова: Эксперты пока затрудняются описать последствия аварии, которая произошла в Мексиканском заливе. Можно ли сравнить эту аварию с каким-то происшествием, которое случилось в России, допустим, вспомнить керченские разливы нефти?
Алексей Книжников: По сравнению с керченским разливом, конечно, по объему несопоставимо. В Керченском проливе вылилось нефти столько, сколько сейчас практически каждый день выливается из аварийной скважины в Мексиканском заливе. И мы знаем, что уже почти два месяца происходит этот разлив. По объемам, конечно, несопоставимо. По беспомощности в плане реагирования – да, сопоставимо. Мы сейчас видим в Мексиканском заливе, что многокилометровые заграждения не работают, применение химических веществ оказалось что ли не опаснее с точки зрения токсического воздействия, чем сама нефть. И много других вопросов с точки зрения неготовности средств предотвращения, они сейчас видны в Мексиканском заливе, они были видны точно так же в Керченском проливе. А что касается сопоставимости по объемам, у нас, знаете, в стране было достаточно серьезное загрязнение в 90 годы в республике Коми. Там опять же точной статистики нет, но там в течение зимы разлив составил десятки, а может быть сотни тысяч тонн нефти. К сожалению, мы вынуждены говорить, что по-прежнему в республике Коми наблюдается сложная ситуация, по-прежнему основная компания, которая там работает, ЛУКОЙЛ допускает определенные нарушения, происходят нефтяные разливы. И сейчас, мы знаем, весной опять произошел очередной разлив и это вызывает массу опасений и у экологов, и у местных жителей.
Любовь Чижова: Это был руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России Алексей Книжников. Экологи напоминают об огромном ущербе, который наносит природе нефтегазовый сектор – к примеру, сейсморазведка оказывает пагубное воздействие на рыб и китов. Ну, а сами разливы нефти ставят под угрозу существование некоторых видов животных. Об этом рассказывает генеральный директор Центра охраны дикой природы Алексей Зименко.
Алексей Зименко: Я начну с такой, пожалуй, парадоксальной точки зрения, которая у нас звучала после катастрофы в Мексиканском заливе, о том, что нефть является природным веществом, созданным природой, и поэтому ничего страшного при ее попадании в природу нет, потому что природа сама со своим продуктом справится. Это абсолютно неверная точка зрения, она призвана скорее для того, чтобы дезориентировать общественность. На самом деле нефтяные разливы и попадание нефти в окружающую среду – это всегда в той или иной степени катастрофа. Все зависит от масштабов. Если это локальное попадание нефти, то значит это катастрофа для локальных природных сообществ, которые в этом месте существуют, потому что они просто гибнут полностью фактически. Если это крупномасштабный разлив нефти, то тогда это и катастрофа соответственно крупномасштабная, они приобретает уже региональный, межрегиональный и даже шире характер. От нефти страдают все компоненты живой природы, начиная от меньшинства мелких организмов и заканчивая самыми крупными млекопитающими, птицами и так далее.
Любовь Чижова: Как нефть воздействует на рыб, на птиц, на млекопитающих?
Алексей Зименко: Для разных групп животных это влияние осуществляется по-разному. Для большинства из них нефть просто ядовита. И попадая тем или иным способом в организм, в пищеварительный тракт или еще как-то, это практически всегда отравление и во многих случаях смертельно.
Любовь Чижова: Когда произошла катастрофа в мексиканском заливе, многие телезрители увидели, как волонтеры, добровольцы пытаются очистить от нефти птиц, каких-то животных. Насколько эффективна помощь при нефтеразливах? Может человек как-то помочь птицам и животным или это не очень эффективно?
Алексей Зименко: Если говорить о фауне, то есть о животном населении данного региона, то это неэффективно, потому что усилия прилагаются только на отдельные группы птиц или других животных. Например, много усилий американцы прилагают для спасения бурого пеликана, совершенно справедливо, потому что это довольно редкая птица, которая без такой помощи действительно может не выжить как вид. В отношении бурого пеликана и других отдельных видов, которых на самом деле единицы, эти усилия довольно эффективны и оправданы, и затраты на них немалые тоже оправданы.
Любовь Чижова: В России существует какой-то опыт спасения птиц и животных, которые попали в зону нефтеразливов?
Алексей Зименко: Очень небольшой, но тем не менее, существует. Не так давно у нас был разлив крупный в окрестностях Керчи и там неправительственные организации, Союз охраны птиц, Всемирный фонд дикой природы проводили такие совместно с местными службами, совместно с МЧС, пожалуй, экспериментальную работу по очистке птиц. Так что небольшой опыт, но существует. По большому счету, конечно, нужно заранее организовывать курсы по подготовке такого рода спасателей. Потому что количество разливов нефти в России очень большое и они, безусловно, будут востребованы, такие специалисты, и волонтеры, специально обученные.
Любовь Чижова: Рассказывал генеральный директор Центра охраны дикой природы Алексей Зименко… Представители российских экологически организаций считают, что не только Россия, а все страны мира должны прекратить разработку месторождений на больших глубинах, в акваториях замерзающих морей, в районах со сложной гидрометеорологической обстановкой – хотя бы до тех пор, пока не появятся безопасные и более совершенные технологии.
В понедельник вечером в районе Керченского пролива, где накануне потерпели крушение восемь судов, вновь было объявлено штормовое предупреждение. Погода стремительно ухудшается: скорость ветра достигает 15 м/с, а высота волны — 3 м.
Сила шторма не опускается ниже четырех баллов, а температура понижается, вызывая оседание мазута на дно. В связи с этим работы по перекачке нефти из поврежденных судов были приостановлены, как и поиски пропавших без вести моряков.
Из 11 находившихся на борту сухогруза «Нахичевань» людей удалось спасти лишь трех: их обнаружило украинское судно. Сейчас они находятся в реанимации одной из украинских больниц в городе Керчь. Три члена экипажа затонувшего российского судна до сих пор не найдены. Пятерых погибших, ранее считавшихся пропавшими без вести, спасатели обнаружили в понедельник. Тела трех человек в спасательных жилетах, выброшенные на берег близ косы Тузла, были найдены пограничным отрядом. Еще два тела заметили в середине дня с вертолетов. Предполагается, что все они — моряки затонувшего сухогруза «Нахичевань» — их личности пока не установлены, сообщают в МЧС.
Когда поиски смогут начаться вновь, спасатели пока не прогнозируют. При этом в МЧС говорят, что шансы найти моряков живыми сохраняются.
Тем временем на опознание тел в район уже приезжают родственники погибших.
Их расселяют в гостинице «Темрюк» одноименного города, расположенного в 70 км от места катастрофы. «По указу и.о. главы района Сергея Зайцева, родственникам погибших моряков обеспечено бесплатное жилье и горячее питание. Ожидается, что всего приедет до 20 человек, и всех готовы встретить даже ночью», — рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе администрации Темрюкского района.
Об этом сообщает РИА Новости .
В Керченском проливе 11 ноября 2007 года в результате шторма потерпели катастрофу около 10 судов. Из российского танкера "Волгонефть-139" в море вылилось свыше 1,2 тысячи тонн мазута.
В частности, в рамках этого дела с ответчиков (Волготанкер, Ингосстрах и британский фонд International Oil Pollution Compensation Fund 1992) взыскивается 437,9 миллиона рублей ущерба и около 65 миллионов рублей процентов.
Так, в пользу департамента по вопросам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края взыскивается ущерб в размере 337,9 миллиона рублей. В пользу Новороссийского управления аварийно-спасательных работ - 50,8 миллиона рублей. В пользу администрации Темрюкского района - 33,9 миллиона рублей.
Также суд взыскал с ответчиков около 8 миллионов рублей в пользу ООО "Зея", 2,3 миллиона рублей в пользу компании "БашВолготанкер", около 3,8 миллиона рублей в пользу Керченского морского торгового порта и около 689 тысяч рублей в пользу Росприроднадзора (ущерб без учета процентов).
Ущерб за разлив нефти в Керченском проливе будет частично компенсирован за счет средств специализированного фонда ограничения ответственности, созданного в объеме 116 миллионов рублей по решению арбитража Петербурга в 2008 году.
Остальной ущерб будет компенсирован за счет International Oil Pollution Compensation Fund 1992.
Рассмотрение этого дела в арбитраже Петербурга началось в 2008 году. Арбитраж в августе 2010 года выделил в отдельное производство требования Росприроднадзора, который настаивал на компенсации ущерба от аварии в Керченском проливе в размере около 6 миллиардов рублей.
Суды трех инстанций в сентябре 2010 года - апреле 2011 года отказали в удовлетворении этих требований на основании того, что ущерб, причиненный окружающей среде в результате разлива нефти, был возмещен за счет затрат департамента ГО ЧС Краснодарского края, администрации Темрюкского района, Керченского морского торгового порта, Новороссийского управления аварийно-спасательных работ и компании "БашВолготанкер", а не за счет природоохранного ведомства.
Как отмечалось в решении арбитража Петербурга, доказательств того, что Росприроднадзор понес или понесет расходы на осуществление разумных мер по восстановлению, суду не предоставлено.
Экологи и "зеленые" заявляют, что нефтяное пятно дрейфует и уже растянулось вдоль побережья Южного берега Крыма.
"Многие ошибочно думают, что пятно не может пойти по контуру Крымского побережья по той простой причине, что ветер был с другой стороны, но почему-то не учитывается тот фактор, что в море есть течения, которые могут разнести это пятно по всему побережью", – заявила руководитель секретариата Партии зеленых Украины Наталья Коваль.
Экологи утверждают, что если сегодня не принять срочных мер, то южные пляжи Крыма могут оказаться под угрозой загрязнения, а значит, курортный сезон в Крыму может быть сорван, причем не только в 2008 году.
"На сегодняшний день есть угроза того, что курортные сезоны будут сорваны в течение трех, четырех, пяти лет", – отметила Коваль.
В свою очередь профессор, эксперт НАН Украины Владимир Захматов заявил, что "пока нефть плавает в море – это еще полбеды, когда нефть выбрасывается на берег – это очень большая беда".
По данным Захматова, уже сегодня в Керчи под слоем песка на пляже находятся "конгломераты нефти".
"Чем это грозит? Пригреет солнышко, нефть растечется, выступит наверх", – сказал он, добавив, что для отравления отдыхающих на пляже будет достаточно и небольшого источника.
Эксперт утверждает, что "катастрофа в Крыму наиболее близка по масштабам Чернобыльской катастрофе в сравнением со всем тем, что произошло в Украине после Чернобыля".
"Я совершенно готов отвечать за свои слова перед любой аудиторией", – подчеркнул Захматов.
Напомним, 11 ноября из-за шторма в Керченском проливе пострадали больше десяти судов, в результате в море оказались около 1,2 тонн мазута, а также 6,8 тысяч тонн серы. Возбуждено уголовное дело по факту загрязнения моря.