Статья опубликована в №7 (март) 2014 Разделы: , Размещена 03.02.2014. Последняя правка: 14.05.2014. Рамазанов Марат Ренатович, Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, аспирант УДК 316.334;316.014 В ряде научных исследований по вопросам социализации личности отдельным видом социализации выступает гражданская социализация, по сути, аккумулирующая в себе компоненты экономической, трудовой, политической, правовой социализации. Таким образом, гражданская социализация включает в себя в качестве компонентов экономическую, политическую, правовую и другие виды социализации [2]. Понятие «гражданская социализация» в социологической науке достаточно ново. Так, Н. О. Свешникова, М. А. Соловьева под гражданской социализацией понимают единство гражданственности и образованности, обретаемое в процессе целенаправленного политического воспитания [8, с.140]. Чаще всего, под этим термином понимается становление и развитие личности как субъекта правового и политического поля [4, с.155]. Р. А. Литвак, Г. Я. Гревцева полагают, что именно оставными частями гражданской социализации [4, с.155-156]. Через аспекты сохранения и развития личностной индивидуальности, нетипичности, служащими источником развития общества, рассматривает гражданскую социализацию С. И. Сергейчик [9, с.111]. Гражданская социализация как процесс становления личности гражданина актуализируется как в трудах ученых и практиков, так и на государственном уровне [5, с.39]. При этом а ктивность личности в процессе гражданской социализации все чаще ставится учеными во главу угла в системе факторов, определяющих ее успешность [6, с.194]. Гражданская социализация призвана формировать такое синтетическое качество личности как гражданственность. В современных условиях воспитание гражданственности личности кадета становится актуальной проблемой. Согласно типовому Положению о кадетской школе, «воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач интеллектуального, патриотического, духовно-нравственного, физического, правового и эстетического воспитания кадетов» [7]. Каждый из выделенных компонентов, по сути, призван формировать гражданственность личности учащихся. Итак, гражданская социализация учащихся кадетских школ (классов) является одной из важнейших социальных функций кадетского образования.
Кадетское образование ориентировано на привитие и воспитание в молодом поколении качеств, необходимых мужчинам как защитникам Отечества, развитие у воспитанников чувства патриотизма, стремления приносить желаемую пользу Родине. В этой связи важно проанализировать мотивацию кадетов на поступление на военную службу как одного из компонентов гражданской социализации. По результатам наших исследований [1], 41% опрошенных кадет собирается служить в Вооруженных Силах РФ, что, в целом-то, не достаточно много. Еще треть сомневается, что станет проходить службу в армии, а более четверти кадетов отрицательно ответили на данный вопрос.
Примечательно, что чем старше становятся кадеты, тем менее уверенно они склонны отмечать, что будут служить в армии, причем данная тенденция достаточно сильна и заметна. Так, в старших классах доля тех, кто уверенно планирует служить в армии, сокращается в три раза по сравнению с учащимися 5-7 классов. Вместе с тем, увеличивается доля сомневающихся с 25,6% до 40,6%, и значительно – в 5 раз – возрастает доля тех, кто не собирается служить в армии. На наш взгляд, это – крайне негативная тенденция, свидетельствующая о значительном снижении мотивации кадетов к несению службы в Вооруженных Силах по мере продолжения обучения в кадетской школе, что, само по себе, является фактом, противоречащим сути кадетства и свидетельствует о наличии дисфункций в самой системе кадетского образования. Интересно, что, несмотря на низкий процент тех, кто собирается служить в Вооруженных Силах РФ, большинство кадетов выражает мнение, что служба в армии выступает долгом каждого гражданина мужского пола России. Так, три четверти кадетов отмечают, что служба в армии обязательна; пятая часть кадет считает, что это – самостоятельный выбор каждого, а 4% полагают, что служба в армии сегодня не выступает обязательным требованием к подрастающим мужчинам. Налицо расхождение между декларируемыми ценностями гражданского патриотизма (служить в армии должен каждый гражданин) и внутренними убеждениями и побуждениями к выполнению этого долга (лишь чуть более пятой части опрошенных кадетов, обучающихся в старших классах, нацелены на прохождение службы в армии).
Данная тенденция, на наш взгляд, также нуждается в специальном изучении и целенаправленном воздействии. Следующий аспект гражданской социализации учащихся – разностороннее культурное развитие, или «гражданско-патриотический компонент гражданского сознания личности». Социализирующими практиками при этом выступают такие как проведение литературно-художественных вечеров, экскурсов в историю, мероприятий творческой самодеятельности, занятий по формированию здорового образа жизни. Данные занятия развивают интерес к традициям и истории родного Отечества, способствуют становлению и развитию гражданских качеств и самостоятельности личности учащихся. Результаты исследования демонстрируют ситуацию, при которой указанные мероприятия не достаточно часто практикуются в кадетских школах/классах. Так, по оценкам кадетов, литературно-художественные вечера проводятся: «часто» - ответили 7%, иногда – 45%, «никогда» - 47%; творческие вечера самодеятельности: часто – 11%, иногда – 35%, никогда – 54%; экскурсы в историю с приглашением специалистов-историков: часто – 7%, иногда – 39%, никогда – 54%; конкурсы, дискуссии на исторические темы: часто – 14%, иногда – 58%, никогда – 27%. Как видно из приведенных данных, работа по воспитанию уважения к традициям и истории своей страны и малой родины среди кадетов налажена неравномерно по школам и районам, что свидетельствует об отсутствии единой четкой стратегии и программы в развитии патриотического воспитания в кадетских образовательных учреждениях. Что касается опрошенных педагогов, то они отмечают, что из внеклассных/внешкольных мероприятий с кадетами чаще всего проводятся именно военно-патриотические и военно-спортивные игры/турниры (92% педагогов отметили, что проводятся часто), уроки Мужества (соответственно, 85%), День Призывника (73%), походы, военно-полевые мероприятия, сборы (62%). Таким образом, в процессе гражданской социализации кадет достаточно четко прослеживается именно военно-патриотический компонент. Роль других компонентов выражена слабо.
Другим компонентом гражданской социализации кадетов выступает правовая социализация. Под правовой социализацией можно понимать «результат вовлеченности личности в сферу права и различных социально-правовых отношений, которые являются составным элементом среды» [3, с.16]. По данным наших исследований, правовой компонент гражданского сознания у кадетов развит не достаточно. Об этом свидетельствует их субъективная оценка уровня собственных знаний в области права: подавляющее большинство опрошенных кадетов отмечают нехватку у себя именно правовых знаний: пятая часть опрошенных кадетов отметила слабый уровень правовых знаний, и лишь 21% указали, что уровень знаний в правовой сфере вполне достаточен. В ходе проведенных авторских исследований выстроена эмпирическая модель процесса гражданской социализации обучаемых кадетов. Исследования выявили, что наиболее системно и планомерно среди кадетов выстроены трудовой и военно-патриотический компоненты гражданской социализации. Остальные компоненты гражданской социализации – профессиональный, правовой, экологический, национально-культурный развиты слабо, воздействие на их формирование со стороны образовательного поля проявляется, скорее, не системно. Результаты исследования демонстрируют ситуацию, при которой мероприятия по развитию указанных компонентов социализации не достаточно часто практикуются в кадетских школах/классах. Участие кадетов в экологической деятельности выражено, в основном, через их участие в уборке пришкольных территорий (указали 64% опрошенных), а уровень правовой грамотности, по самооценкам кадетов, не удовлетворителен. Выявлен достаточно широкий потенциал активности учащихся в данных аспектах, который фактически не развивается другими субъектами образовательного поля, в первую очередь, педагогами и руководителями учреждений.
Гражданская социализация учащихся кадетов в условиях образовательных учреждений системы кадетского образования происходит несколько фрагментарно, односторонне. При активизации одних компонентов социализации другие остаются фактически не задействованными, пассивными. В этой связи стоит отметить, что именно педагоги как субъекты образовательного поля в своих повседневных практиках должны суметь организовать микросреду, моделирующую отношения гражданского общества. Между тем, исследования показывают низкую степень развития в кадетских образовательных учреждениях субъект-субъектных отношений между педагогами и учащимися. Таким образом, можно заключить, что функция гражданской социализации личности учащихся, осуществляемая системой кадетского образования как социальным институтом, в настоящее время обладает фрагментарностью: активны лишь некоторые ее компоненты, что не позволяет формировать всесторонне развитую личность кадета как полноценного гражданина общества и субъекта своей жизнедеятельности. Система кадетского образования как социальный институт нуждается в оптимизации.
1. Исследование проведено автором среди учащихся кадетских классов и кадетских школ (школ-интернатов) Республики Татарстан. Опрошены 741 учащихся по репрезентативной стратифицированной выборке методом анкетного опроса. Произведен анкетный опрос педагогов кадетских школ (выборка 132 чел.). Период обследования – сентябрь-ноябрь 2012г. Автором также проведен экспертный опрос среди руководителей кадетских школ, представителей ведомств. 2. Воспитание в духе прав человека // Полис. 1997. № 2.; Сергейчик С. И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи [электронный ресурс].
URL: http://www. isras. ru/files/File/Socis/2002-05/Sergeychik. pdf (дата обращения 23.11.2011). 3. Крутиков М. Ю. Специфика правовой социализации в современной России // Социология и право. 2013. №1 (18). С. 11-17. 4. Литвак Р. А., Гревцева Г. Я. К уточнению понятия «гражданская социализация» // Вестник Челябинской академии культуры и искусств. 2012. №1 (9). С. 151-159. 5. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ: письмо Министерства образования РФ от 15 янв. 2003 г. № 13-51-08/13 // Вестн.
образования. 2003. № 7. С.35-40. 6. Оленина Г. В. Гражданская социализация учащейся молодежи в современной России: теоретико-методологический аспект // Вестник ТГУ. Вып.12 (80). 2009. Гуманитарные науки. Педагогика и психология. С.190-198. 7. Положение о кадетской школе и кадетской школе-интернате. Приложение к Приказу Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2010 г. №117 «Об утверждении типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате». Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 мая 2010 г., №17101. 8. Свешникова Н. О., Соловьева М. А. Психологические аспекты гражданской социализации: к постановке проблемы // Вестник КРАУНЦ.
Серия «Гуманитарные науки». 2012. №2 (20). С.139-145. 9. Сергейчик С. И. Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социс: Социол. исслед. 2002. № 5. С. 108-113. Рецензии: 3.02.2014, 18:02 Рецензия : Статья может быть рекомендована после доработки.
Понятие "гражданская социализация" вполне устоялось, почему-то авторы считают, что это не так. Кроме того, в тексте есть орфографические ошибки. Родительный падеж мн. ч. "кадет" - "кадетов". существ. компонент - мужского рода, а в тексте и м. р., и ж. р. Есть и такие неудачные и неграмотные выражения: служение в армии выступает долгом.
Видимо, является долгом, кроме того, не служение в армии (служение - слово из другого стилистического контекста), а служба в армии. Ответы г-жи Панченко грубы и не красят ни авторов, ни статьи. Видно, что автор неопытный, да и недостаточно воспитанный. На этом дискуссию прекращаю. Эта статья не может быть опубликована без редактуры и правки и последующего повторного рецензирования. 3.02.2014, 22:51 Рецензия : Статья написана на актуальную тему и вызывает особый интерес в контексте морального-нравственного кризиса современного общества.
Статья может быть рекомендована к публикации. 4.02.2014, 6:20 Рецензия : В статье затронута очень важная проблема, актуальная для любого периода развития страны. Статья может быть рекомендлованя к печати, однако автору необходимо стилистически, орфографически и пунктуационно ее доработать. 10.02.2014, 18:03 Рецензия : Рецензия на статью Панченко О. Л., Рамазанова М. Р. «Гражданская социализация учащихся как социальная функция системы кадетского образования», рецензент Сударчикова Л. Г. В статье рассматривается актуальная для российского общества проблема формирования гражданственности и патриотизма подрастающего поколения в системе кадетского образования. Гражданская социализация на эмпирическом уровне исследована авторами в пилотном режиме с позиции ее содержательной наполненности и значимости для учащихся кадетских классов.
Однако собственно социальная функция гражданской социализации, которая заявлена в названии статьи, не имеет в тексте четких очертаний. Вызывает неподдельный интерес выявленная авторами тенденция снижения потребности служить в армии у подростков и юношей, которые в процессе школьного обучения получают специальную подготовку к ней. Хотелось бы в последующих работах проследить причины возникновения данного феномена. Статья Панченко О. Л., Рамазанова М. Р. «Гражданская социализация учащихся как социальная функция системы кадетского образования» может быть рекомендована к размещению в электронном журнале «SCI-ARTICLE. RU». С уважением, кандидат педагогических наук, доцент Сударчикова Л. Г. 1.03.2014, 20:32 Рецензия : Тематика актуальная на основе процессов глобализаций. Нужно одинако сделать разграничение двух понятий-"гражданская социализация" и "социальная функция".В ретроспекций статьи они являются тождественными...Очень много контекстуалных выражений разного порядка...общие суждения и неритмичность информационного стиля(тона). Комментарии пользователей: