Разделы: Размещена 25.03.2015. Последняя правка: 24.03.2015. Давлетгареева Татьяна Борисовна, кандидат технических наук, доцент, кафедра инженерного предпринимательства, г. Томск, Томский Политехнический Университет УДК 658.589:349.135 Увеличение динамичности в жизнедеятельности фирм постиндустриального общества в условиях насыщения информационного пространства способствовало повышению степени удовлетворенности потребителей и росту конкуренции, Данные обстоятельства привели к необходимости сужения сферы внимания маркетинговых интересов, углубления сегментации и поиска новых ниш. В рамках известных нам концепций (производственная, сбытовая, товарная, концепции традиционного и социально – этического маркетинга, концепция взаимоотношений), в зависимости от отраслей и сфер деятельности, получили свое развитие такие направления маркетинга как: маркетинг образовательных услуг (маркетинг образования), маркетинг юридических услуг, маркетинг транспортных услуг, маркетинг туристических услуг, маркетинг страхования, маркетинг медицинских услуг, банковский маркетинг, маркетинг торговли агро-маркетинг, маркетинг строительных услуг и т. д. Маркетинговая деятельность в данных отраслях и сферах охватывает все уровни управления [1]. Стратегический уровень маркетинга предполагает нацеленность действий организации на долгосрочную перспективу путем формирования программы действий. Операционный маркетинг решает более конкретные вопросы, в краткосрочной перспективе, связанные с постановкой и решением задач в области формирования цены, системы сбыта, продвижения товаров и так далее. С точки зрения структуры экономики рассматривается микромаркетинг – деятельность отдельного предприятия в локальной рыночной среде, макромаркетинг – рыночная деятельность предприятия (отрасли) в рамках страны, международный маркетинг – деятельность предприятия (отрасли, страны) на мировом рынке. Здесь же, в рамках международного маркетинга, можно выделить мегамаркетинг – деятельность транснациональных компаний по проникновению на рынок какой-либо страны. Территориальный аспект также входит в сферу внимания маркетинга, где рассматривается маркетинг страны (национальный маркетинг), маркетинг региона, маркетинг города [4]. По степени проявления выделяют партизанский маркетинг - минимум рациональности, и максимум эмоциональности, скрытый маркетинг (сарафанный), который также как и партизанский нацелен на формирование эмоций, но использует невидимые потребителю инструменты, вирусный маркетинг в рамках которого формируется способ продвижения бренда в интернете, путем его рекламы и рекомендации самими клиентами[2]. Можно продолжать классифицировать детализацию маркетинговой деятельности, но, уже на данном этапе исследования мы замечаем, что обнаруживается некоторая «беспомощность» маркетинга, обозначая данные тенденции деления как кризис маркетинга, неспособного справиться с «переудовлетворением потребителя», гипперсегментацией рынков, дифференциацией и диверсификацией производств. И как ответ на современные проблемы обозначаются черты и тенденции развития холистического маркетинга, суть которого – целостное мышление и следование реальности, т. е.восприятие компании и окружающего мира в процессе маркетинговой деятельности как единого целого ( в отличие от подхода «деление на части»)[3]. Концепция холистического (целостного) маркетинга основана на планировании, разработке и внедрении маркетинговых программ, процессов и мероприятий с учетом их широты и взаимозависимости. При этом, функция контроля существенно сокращается, уступая место сотрудничеству и интуиции, как логичного результата целостного мышления.
Таким образом, мы видим, что маркетинговая философия ведения бизнеса находит свое применение практически во всех отраслях и сферах хозяйственной деятельности рыночно ориентированных стран, формируя при этом инновационные маркетинговые инструменты на разных уровнях управления. В то же время в ответ на наметившиеся проблемы экономики формируется новый целостный взгляд на маркетинговую деятельность, а именно – холистический маркетинг как целостный подход, отражающий в себе видение и принципы теории систем. Т. е. делается попытка признать и сбалансировать различные компетенции и сложности маркетинговой деятельности. 1. Головчанская Е. Э. Трансформация маркетинга в современном социально-экономическом пространстве: от продукта к человеческому капиталу [ Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib. bsu. by/handle/123456789/46260 2. Макарова А. Партизанский, вирусный или скрытый [ Электронный ресурс]. Режим доступа:www. seonews. ru. 3. Уфимцев Р. Холистическая парадигма в маркетинге. [Электронный ресурс].
-Режим доступа: http://www. metaphor. ru/er/misc/flicker_zone_intro. xml. 4. Чеботкова С. Ю., Головчанская Е. Э. Экономическая база региона: маркетинговый подход. c.96-99 Рецензии: 25.03.2015, 19:13 Рецензия : Статья коротко и ясно характеризует основные тенденции маркетинговых концепций. Но эта краткость имеет и отрицательный аспект: не освещены принципы новых концепций, факторы их обусловливающие. Выводы также слабые.
Все же рекомендовать к публикации можно. Комментарии пользователей: