Разделы: Размещена 02.04.2014. Последняя правка: 01.04.2014. кандидат педагогических наук, доцент Н. Ф. Чупрун, Государственное высшее учебное заведение «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды»; старший преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания и спорта УДК 37.042:612.76 Одним из перспективных направлений совершенствования системы физического воспитания младших школьников является поиск и научное обоснование эффективных средств и методов развития двигательных качеств, физических и координационных способностей детей. В этом контексте хореография имеет высокий педагогический потенциал, поскольку по результатам научных исследований (А. Шевчук, 2005; Е. Мартыненко, 2006) доказано, что хореографические навыки и умения по своей структуре и методике изучения идентичны двигательных, а усвоение танцевального движения осуществляется быстро и навык достигает высокого уровня сформированности и пластичности. Изучению проблемы развития координационных способностей младших школьников в исследованиях последних лет уделено много внимания (Л. В. Волков, 2010; В. И. Лях, 2006; И. Козетов, 2001; Т. В. Скалий, 2006; А. П. Матвеев, 2003; П. П. Любовник, 2006; С. И. Присяжнюк, 2009; А. П. Швец, 2009; Л. В. Ковальчук, 2004 и другие). Большинство ученых, практиков, авторов современных программ по физической культуре для общеобразовательных школ признают важность развития координационных способностей у подрастающего поколения [1,3,5]. Особенно это касается детей младшего школьного возраста. В этот возрастной период закладываются основы управления движениями, формируются умения и навыки, отсутствие которых невозможно сформировать в старшем возрасте [1,4,5]. В работах ряда авторов [1,5,6] отмечено, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития большинства двигательных способностей. Связь работы с научными программами. Статья выполнена согласно научного проекта ГВУЗ «Переяслав - Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды» по теме «Современные технологии физического воспитания детей и молодежи Украины». Цель работы - исследовать возрастную динамику развития координационных способностей младших школьников в процессе занятий хореографией.
Методы и организация исследования - анализ и обобщение научно-методической литературы и передовой педагогической практики, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Для комплексной оценки развития координационных способностей младших школьников мы использовать разнообразные методики измерения, которые требуют проявления основных видов координационных способностей, в частности: к сохранению равновесия мы измеряли по методике Бондаревского с зрительным анализатором и без него; к точности движений - по показателям теста набрасывание колец на штатив с расстояния 1,5 м., 2,5 м., 3,5 м.; к управлению временными параметрами движений - по показателям бега на месте в течение 10с., 30с, 60с.; к управлению пространственными параметрами движений - по показателям ходьбы по прямой 7м. без зрительного анализатора; к дифференцировке мышечных усилий - по показателям кистевой динамометрии в полную силу и 50% от максимальной силы; ловкость - по показателям челночного бега 3х10м.; к ощущению ритма - по показателям игрового задания «Передай телеграмму»; к координированости движений - по показателям теста 3 кувырка вперед с выходом в и. п. Исследование проводилось на базе СОШ № 7 г. Переяслав-Хмельницкий, в котором приняли участие 278 учеников начальных классов из них 6-летних 44 (22 мальчика и 22 девочки) 7-летних 75 (46 мальчиков и 29 девочек), 8-летних - 83 (47 мальчиков и 36 девочек), 9 - летних - 76 (34 мальчика и 42 девочки. Результаты исследования. Возрастная динамика развития координационных способностей изучалась многими авторами. Следует отметить, что их мнения несколько разные. Так в работах Л. Волкова [1, с.74] сенситивным периодом развития данной способности указывается возрастной период с 7 до 10 лет у девочек и с 7 до 12-13 лет у мальчиков. Т. Круцевич [8, с.267] отмечает, что координационные способности у девочек имеют высокие темпы биологического развития от 8 до 9 и от 10 до 11 лет, а у мальчиков 8 - 9 и 11 - 12 лет. По данным В. Ляха [4, с.36] , в возрастном периоде от 7-8 до 11 - 12 лет отмечаются высокие темпы развития координационных способностей. Особенно бурное развитие их происходит у девочек до 11 лет, а у мальчиков до 12 лет, при этом прирост показателей с 7 лет составляет 75 %. И. Козетов [3, с.54] отмечает, что у детей одного и того же возраста уровень развития ловкости может быть совершенно разным.
Итак, мнение многих авторов совпадает в том, что, в основном, все виды проявления координационных способностей наиболее активно развиваются в младшем школьном возрасте. Результаты собственных исследований особенностей возрастной динамики и темпов прироста основных компонентов координационных способностей девочек и мальчиков младшего школьного возраста подтверждают наличие благоприятных периодов развития данных способностей. Анализируя абсолютные показатели возрастной динамики и темпов прироста основных компонентов координационных способностей в возрастном и половом аспектах, можем констатировать, что координационные способности обеспечиваются сложным взаимодействием центральных и периферических звеньев моторики на основе обратной информации и имеют выраженные возрастные особенности. Анализ полученных результатов по показателям челночного бега 3х10м говорит о постепенном улучшении показателей от 6 до 9 лет у мальчиков с самыми высокими в 9 лет (8,8с). У девочек наблюдаем постепенное улучшение показателей от 6 до 8 лет. Высокие темпы прироста данной способности у мальчиков (6,2%) отмечаем от 6 до 7 лет, а у девочек (4,1%) от 7 до 8 лет. Высокие показатели способности к временным параметрам движений по результатам бега на месте в течение 10с. отмечаем как у мальчиков (1,5 с.) так и у девочек (2,8 с.) в возрасте 9 лет, а высокие темпы ее прироста-от 6 до 7 лет у девочек (28,5%) и от 8 до 9 лет у мальчиков (33,3%). Результаты бега на месте в течение 30с говорят о высоких показателях (2,7 с) как у мальчиков, так и у девочек в 9-летнем возрасте. При этом у мальчиков показатели постепенно улучшаются от 6 до 9 лет, с наибольшим приростом (20%) от 8 до 9 лет, а у девочек наблюдаем постепенное ухудшение показателей от 6 до 8 лет и бурный (40%) рост от 8 до 9 лет. По сведениям ряда авторов, у детей 7-8 лет быстро совершенствуется способность к различным видам точных движений [2,3,6]. В отдельных суставах точность пространственных перемещений прогрессивно увеличивается от 7 до 12 лет [2]. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что возраст 8 и 9 лет у мальчиков и девочек является благоприятным для развития точности пространственных перемещений. Высокие темпы прироста показателей способности к точным движениям с расстояния 1,5м фиксируем в возрасте от 6 до 7 лет - у мальчиков 46,2%, у девочек 49,5%. Высокие темпы прироста с расстояния 2,5м фиксируем в возрасте от 7 до 8 лет у мальчиков 26,3%, и у девочек 47,6%. Необходимо отметить, что прирост показателей у девочек значительно выше, чем у мальчиков. Высокие темпы прироста с расстояния 3,5 м фиксируем у мальчиков от 7 до 8 лет (20%), а у девочек от 8 до 9 лет (8,5%). По сведениям В. Ляха [5,с.40], значительное развитие способности к пространственной ориентации происходит в возрасте от 7 - 8 до 11 - 12 и после 14 -15 лет. Несколько отличаются данные, приведенные в работах Асми Назем [7,с.56], где отмечается о достоверном улучшение ориентации в пространстве с 7 до 12 лет. Исследованиями А. Матвеева [6, с.45] установлено, что в младшем школьном возрасте темпы развития пространственной ориентировки у мальчиков значительно выше, чем у девочек.
Точность пространственных перемещений прогрессивно увеличивается у детей с 7 до 12 лет [4, с.10]. В связи с этим, многие исследователи утверждают, что младший и средний школьный возраст наиболее благоприятные для развития пространственной ориентации. В темпах биологического развития показателей способности к пространственной ориентации, по результатам теста ходьбы по прямой 7м без зрительного ориентира, наблюдаем постепенное улучшение показателей от 6 до 9 лет у девочек, и у мальчиков. Однако стоит заметить, что в возрастном периоде от 7 до 8 лет прирост у мальчиков значительно выше, чем у девочек. Высокие темпы прироста данной способности у мальчиков (28,4 % ) отмечаем в возрастном периоде с 7 до 8 лет, а у девочек (18,6%) - от 8 до 9 лет. Способность к сохранению статического равновесия от 1 - го до 2 - го класса существенно ухудшается, а затем в течение двух лет непрерывно растет, а динамическое равновесие бурно развивается в 7 - 9 и 10 - 11 лет [1, с.267]. Аналогичные сведения приведены в работах А. Карпеева [2, с.6] и И. Козетова [3, с.56], где отмечается о значительном интенсивное развитие функции динамического равновесия у детей 7 - 10 лет (до 10- летнего возраста величина отклонения от прямой уменьшается в среднем за год на 10,2 см). Исследования В. Ляха [4, с.11] свидетельствуют о том, что у мальчиков показатели равновесия хуже, чем у девочек, с возрастом эти показатели улучшаются. Статокинетическая устойчивость, по утверждению автора, заметно улучшается в младшем школьном возрасте. Результаты собственных исследований показателей способности к удержанию равновесия с открытыми глазами говорят о постепенном развитии данной способности у мальчиков от 6 до 9 лет. Зато у девочек в отличие от мальчиков наблюдаем ухудшение показателей в 7- милетнем возрасте и постепенное улучшение в 8 и 9 лет. Динамика показателей способности к удержанию равновесия с закрытыми глазами несколько иная. Так у девочек происходит постепенное улучшение показателей от 6 до 9 лет, а у мальчиков - от 6 до 8 лет и снижением в 9 лет. Высокие темпы прироста способности к сохранению равновесия с открытыми глазами наблюдается как у мальчиков (23,1%), так и у девочек (24,5%) в возрасте от 7 до 8 лет, а с закрытыми глазами - у мальчиков в возрасте от 6 до 7 лет (23,4%), а у девочек от 8 до 9 лет (13,7%). При направленной тренировке ритмичности, прирост ее показателей в возрасте 6-7 лет составляет примерно 29%, в 10-12 лет - 40%, а в 13-16 лет - 18% [2, с.46]. Этим объясняются многочисленные примеры достижения 10-12 - летними детьми заметных результатов в видах спорта со сложной координационной структурой. Высокие темпы развития способности к ритму по результатам игрового задания «Передай телеграмму» отмечаем у мальчиков от 6 до 7 лет (16,9%), а у девочек - снижение показателей данной способности от 6 до 7 лет и постепенное улучшение с 7 до 9 лет. По результатам собственных исследований И. Козетов [3, с.58] отмечает, что дети 9- летнего возраста имеют высокую проприоцептивную чувствительность - они точнее воспроизводят заданное усилие, как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Анализ полученных результатов по показателям кистевой динамометрии 50 % от максимальной силы свидетельствует о постепенном развитии данной способности как у девочек, так и у мальчиков.
Высокие темпы прироста воспроизведения мышечных усилий правой и левой руками у девочек наблюдаем в возрасте от 7 до 8 лет (21,5% и 36,1% соответственно). У мальчиков высокие темпы прироста данной способности отмечаем правой рукой от 7 до 8 лет (44,2%), а левой - от 6 до 7 лет (36,9%). Координированность движений у девочек имеет высокие темпы биологического развития от 8 до 9 лет и от 10 до 11 лет, у 11-12 лет темпы прироста средние, от 12 до 14 лет координированность ухудшается, а в дальнейшем восстанавливается и стабилизируется [8, с.269]. У мальчиков высокие темпы биологического развития этой способности приходятся на возрастные периоды 8-9 и 11-12 лет, с 13 до 14 лет - средние темпы прироста. Возрастные периоды от 9 до 10, от 12 до 13 и от 14 до 17 лет характеризуются относительной стабилизацией координированности движений, то есть существенных положительных или отрицательных изменений не происходит [8, с.210]. При изучении возрастной динамики развития способности к координированности движений по результатам теста 3 кувырка вперед с выходом в и. п., высокие показатели фиксируем у мальчиков (5,7с) в возрасте 8 лет, а у девочек (6,3с) в 9 лет, а темпы ее развития и у мальчиков (20,8%) и у девочек (13,8%) от 7 до 8 лет. Выводы. Анализ и темпов развития координационных способностей свидетельствует о следующем: в возрастном периоде от 6 до 7 лет высокие темпы прироста (при Р < 0,05) наблюдается в способностях: мальчики - к точным движениям (46,2%), удержание равновесия с закрытыми глазами (23,4%), чувство времени (21,3%), чувство ритма (16,9%) и координированность движений (19,3%); девочки - к пространственных параметров движений (13%), ощущение мышечных усилий (16,7%) и скоординированность движений (17,4%); от 7 до 8 лет отмечаем как у мальчиков, так и у девочек достоверные темпы прироста в способностях к точным движениям (43,9 % и 47,6 % соответственно), удержание равновесия с открытыми (23,1% и 24,5%) и закрытыми (18,1% и 11,3%) глазами, ощущение мышечных усилий (44,2% и 21,5%), скоординированность движений (20,8% и 13,8%) и у мальчиков способности к ощущению времени (28,6%); от 8 до 9 лет достоверные темпы прироста фиксируем в способностях: мальчики - ощущение времени (33,3%), пространственной ориентации (23,1%), ощущение мышечных усилий (26,9%) и удержания равновесия с открытыми глазами (11,7%); девочки - удержание равновесия с открытыми глазами (13,7%). Учитывая динамику возрастного развития координацыонных способностей младших школьников не обходимо определять содержание педагогического воздействия избирательной направлености в процессе занятий хореографией.
На основании данных динамики развития и определения информативной значимости показателей основных компонентов координационных способностей у детей 6-9 лет, нами разработана научно обоснованная методика формирования этих компонентов средствами хореографии с учетом половых и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. 1. Волков, Л. В. Спортивна підготовка молодших школярів. – К.: Освіта України, 2010. – 388 с. 2. Карпеев А. Г. Направления и принципы изучения двигательной координации основных видов движений // Теория и практика физической культуры. 1995. № 9. С.5–7. 3. Козетов, И. И. Закономерности развития и совершенствования координации движений у детей 7-9 лет // Наука в олимпийском спорте. 2000.
№1. С. 53-59; 4. Лях В. И. Координационные способности школьников // Физическая культура в школе. 2000. № 4. С.6–13. 5. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие.- М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290с. 6. Матвеев А. П. Методика физического воспитания в начальной школе: Учебное пособие для студентов средн. спец. учеб.
заведений. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 248с. 7. Назем Асми Возрастные особенности развития координации движений у детей на уроках физической культуры в младших класах // Резервные возможности совершенствования функциональной подготовлености при больших тренировочных загрузках (Часть 2): мат. робочего совещания по обобщенной теме научно-иследовательских работ (Гос. ком. Украины по ФК и спорту, УГУФВС). Киев, 1998.
С. 55-60; 8. Теория и методика физического воспитания: ученик для высших учебных заведений физического воспитания и спорта/ под. ред.. Т. Ю. Круцевич. – К. : Олимпийская литература, 2003, Т. 1. – 423с. Рецензии: 2.04.2014, 18:13 Рецензия : Актуальность разработки методики формирования координационных способностей младших школьников с помощью реализации занятий хореографией не вызывает сомнения. Статья соответствует работам такого рода и рекомендуется к печати.
16.05.2014, 0:37 Рецензия : В статье представлены результаты проведенной исследовательской работы по изучению зависимости развития координационных способностей детей от их возраста (выражаясь языком физиологов - сенситивного периода развития координационных способностей). По своей структуре статья имеет вступление, основную часть, заключение и список литературы. Название статьи в основном соответствует содержанию. Тем не менее, есть ряд замечаний. По тексту статьи имеются ошибки в изложении авторской мысли. Например, во II абзаце не совсем понятно, что имеется в виду в предложении «В этот возрастной период…формируются умения и навыки, отсутствие которых невозможно сформировать в старшем возрасте». Кроме того, требуется исправить и орфографические ошибки в предпоследнем абзаце, в слове «координационных». Также отмечаем недочеты научного характера.
Во-первых, необходимо раскрыть понятие «прирост основных компонентов координационных способностей», которое является основным для проводимого исследования. Во-вторых, автор необоснованно объединил методы и организацию исследования в одно целое. При этом, в данном абзаце раскрываются только методы исследования. Организация исследования подразумевает, как минимум, описание последовательности этапов и задач экспериментальной работы.
Выходя за рамки рецензирования, добавлю, что вопросы развития физических качеств человека в онтогенезе изучает возрастная физиология. Можно расширить доказательную базу за счет этой, смежной науки. В целом, статья имеет практическое значение, и, после исправления указанных недочетов, может быть рекомендована к публикации. Доцент кафедры физической культуры и здоровьесбережения Ставропольского института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования к. пед. н., Любовь Кихтенко. Комментарии пользователей: